Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Вишневская основная общеобразовательная школа" Младшая дошкольная группа
Что должен уметь ребенок в 3 года.Консультация для родителей на тему: «Что должен знать и уметь ребенок в 3 года». Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы. И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года. Речевые навыки Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем: · правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей; · составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги; · предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов; · запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу; · легко узнает и называет знакомые ему предметы; · составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений; · употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе; · знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление; · различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий); · ведет диалог, связно отвечает на вопросы. В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас. Мышление Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления: 1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи. 2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду. 3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад. 4. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно. 5. Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах. 6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее. 7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку. Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику. Развитие моторики Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее: · легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету; · надевать бусины на нитку; · лепить шарики из пластилина; · резать бумагу ножницами; · собирать мозаику. Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними. Бытовые навыки Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно: · сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде; · знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце; · расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи; · убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину; · самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой; · использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой; · моет руки перед едой, вытирая их полотенцем; · снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы. Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей. Двигательные навыки Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности: · уверенно и быстро бегает; · играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит; · легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки; · сам забирается на горку и скатывается с нее; · держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние; · ходит задом наперед; · ездит на трехколесном велосипеде; · держит равновесие и прыгает на одной ноге; · кувыркается вперед и назад. Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.
Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти. Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться. Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю». Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию. Навыки социального общения Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры: · ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным; · воспринимает и подчиняется правилам определенной игры; · во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее; · в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания». Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь. 20 октября 2019 в 17:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.